Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания
в МБДОУ №3 г.Азова
Средства обучения наряду с живым словом педагог являются важным
компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной
базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса,
средства обучения оказывают большое влияние на все другие его
компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также
предметы естественной природы, используемые в образовательном
процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента
деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей
обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения
на следующие виды:









печатные ( учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные
мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы,
мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные,
учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации
настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,
модели демонстрационные);
учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое
оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый
П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и
идеальные.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения,
которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые
используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:

1. объемные пособия (модели, коллекции)
2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебные пособия)
3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают
современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения
(электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а
также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством
обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:







учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения:
традиционных и современных для комплексного, целенаправленного
воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную,
аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных
целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для
обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в
соответствии с ФГОС к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования как
совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов,
обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных
задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса
обеспечивает возможность организации как совместной деятельности
взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности
воспитанников не только в рамках ООД по освоению Программы, но и при
проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование могут
использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств
обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности
(игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности,
восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени
способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного

образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам,
гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. С более
подробной информацией о средствах обучения и воспитания, используемых
в образовательной деятельности учреждения Вы можете познакомиться
посмотрев документ (приложение).
Средства обучения и воспитания
Образовательные
области

Материально-техническое и
учебно-материальное обеспечение

Физическое развитие Групповые помещения.
Оборудование:
магнитофон, гимнастическая стенка, верёвочная
лестница, канат, гимнастические скамейки,
гимнастические маты, беговые дорожки, дуги для
подлезания, обручи, гимнастические палки,
скакалки, ленты, флажки, кубики, мешочки с
песком, кегли, мячи резиновые, набивные,
баскетбольные щиты с корзинами, бадминтон,
кегельбан, кольцеброссы, мишени, ребристые и
массажные дорожки.
Спортивная площадка:
Гимнастические лестницы, турники, стойки для
лазанья, футбольные ворота, самокаты.
Набор предметных карточек «Предметы гигиены».
Набор предметных карточек «Мое тело», «Режим
дня».
Наглядное методическое пособие ( плакаты,
схемы).
Социальнокоммуникативное
развитие

DVD плееры, диски,
игровые площадки, зеркало, атрибуты для ряженья,
атрибуты для сюжетно-ролевых игр, серии
демонстрационных картин, игровые уголки,
фигурки людей и животных, разрезные картинки,
наборы мебели, посуды для игр, пазлы, предметызаместители, коляски для кукол,
Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в
одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол).
Набор демонстрационных картин «Правила
дорожного движения», «Пути и средства

сообщения».
Набор демонстрационных картин «Правила
пожарной безопасности».
Набор предметных карточек «Транспорт».
Наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука»,
«Уроки безопасности».
Набор предметных карточек «Профессии»,
«Символика»
Дидактические пособия, печатные пособия
(картины, плакаты).
Наборы игрушечной посуды.
Наборы парикмахера.
Наборы медицинских игровых принадлежностей.
Игровой модуль «Кухня».
Игровой модуль «Парикмахерская».
Оборудование для трудовой деятельности (совочки,
грабельки, палочки, лейки пластмассовые детские)
Природный материал и бросовый материал для
ручного труда
Картины, плакаты «Профессии», «Кем быть»,
«Государственные символы России» и др.
Набор предметных карточек «Инструменты»,
«Посуда», «Одежда» и др.
Книги, энциклопедии, тематические книги.
Познавательное
развитие

Макеты «Государственных символов России».
Географические карты, атласы, хрестоматии
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты,
стенды, модели демонстрационные)
Учебные приборы (микроскоп, колбы, песочные
часы, компас и др).
Наборы тематических предметных карточек
«Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы»,
«Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы»,
«Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные».
Серия демонстрационных сюжетных тематических
картин «Дикие Животные», «Домашние животные»
«Мир животных», «Домашние птицы», «Птицы»,
«Времена года».
Домино с цветными изображениями, шнуровки
различного уровня сложности, игрушки-персонажи,
напольный конструктор деревянный, наборы
настольного конструктора, набор счетного

материала, счетные палочки, комплект цифр и букв
на магнитах, набор плоскостных геометрических
фигур, наборы раздаточного математического
оборудования.
Мозаика с плоскостными элементами различных
геометрических форм, дидактические игры «Цвет»,
«Форма», «Фигуры».
Информационный материал: Муляжи фруктов и
овощей, увеличительное стекло, набор
контейнеров.
мазайки большого и мелкого размера, конструкторы
«Лего» большого и маленького размера, транспорт
(крупный, средний, мелкий) из различных
материалов, нетрадиционный строительный
материал( контейнеры с крышками, деревянные
плашки, чурочки). Макет железной дороги,
сельскохозяйственная техника(тракторы,
комбайны), схемы постройки и «алгоритмы» их
выполнения.
Речевое развитие

Набор сюжетных карточек по темам.
Предметные игрушки-персонажи.
Сюжетные картины «Наши игрушки», «Мы играем»,
«Звучащее слово».
Методическая литература (рабочие тетради,
хрестоматии и др).
Обучающие пазлы «Учимся читать», «Азбука»,
«Развиваем речь, мышление и мелкую моторику»,
домино.

Художественно эстетическое
развитие

Комплекты детских книг для каждого возраста,
детские энциклопедии, иллюстрации к детской
художественной литературе, портреты писателей.
Магнитная доска, мольберт, репродукции
художников, портреты художников-иллюстраторов,
комплект изделий народных промыслов (матрешка,
дымка), наборы демонстрационного материала
«Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымка»,
тематические комплекты карточек для лепки,
аппликации, рисования.
Бумага для рисования, палитра, стаканчики,
трафареты, кисочки, карандаши простые, цветные,
мелки восковые, бумага цветная, картон цветной,
белый, безопасные ножницы, клей канцелярский,

кисточка щетинная, пластилин, доска для работы с
пластилином.
Комплекты CD-дисков с музыкальными
произведениями, набор шумовых музыкальных
инструментов (музыкальные колокольчики, бубны,
игровые ложки, вертушка, трещотка,
барабан, погремушки), металлофон.
Комплекты костюмов театрализованной
деятельности, шапочки для театрализованной
деятельности, ширма для кукольного театра
настольная, игрушки-персонажи, флажки
разноцветные, ширмы для театра, куклы, ёлки
искусственные, гирлянды, наборы елочных
игрушек, мишура.
Технические
средства обучения

Экранно-звуковая аппаратура
Магнитофон, компьютер, музыкальный центр,
телевизор, DVD-караоке, мультимедийный проектор;
мультимедийная доска.
Носители информации
«Взаимодействия с родителями».
Тематические презентации.
Цифровые музыкальные аудиозаписи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».